Мой город — Великий Новгород
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Директор новой школы МГУ: «Одаренность — это не врожденное качество»

Профессор МГУ и директор школы-интерната для одаренных детей Вадим Еремин дал блиц-интервью «Учёбе.ру» о талантливых подростках и отличиях нового учебного заведения от СУНЦ МГУ.
1 комментарий
Фото: Yardhouse, Assemble

В мае МГУ им. М.В. Ломоносова объявил о начале набора в школу-интернат для одаренных детей. А совсем недавно на ее сайте появились материалы ко вступительным экзаменам по всем предметам. Новое учебное заведение будет существовать параллельно со знаменитым СУНЦ МГУ, названному в честь Андрея Колмогорова. Прием заявок продлится до 10 июня, и подать их могут ученики и выпускники 9 классов со всей России. Сообщается, что процесс поступления в школу будет состоять из нескольких этапов — отбора заявок, предметных экзаменов в разных городах России (на данный момент их 14, включая Москву, но список могут расширить) и летней выездной проектной школы в Сочи, организованной на базе образовательного центра «Сириус».

Новая школа предложит ученикам пять профилей на выбор — математический, естественно-научный, социально-экономический, гуманитарный и инженерный. Поступать можно только на одно направление. Все предметные испытания пройдут в один день, их общая продолжительность составит 3 часа 55 минут.

В сентябре 2016 года в 10 класс школы-интерната для одаренных детей пойдут 100 человек: по 20 на каждое направление. Проживание организуют на базе общежитий, расположенных рядом с главным зданием МГУ на Воробьевых горах. В каждой комнате разместятся два человека. Школа организует образовательные и развлекательные мероприятия для учеников на протяжение всего учебного года; жители Москвы, области и близлежащих городов смогут при желании уезжать домой на выходные.

Вадим Еремин,
директор Школы-интерната для одаренных детей,
профессор кафедры физической химии химического факультета МГУ, д.ф-м.н.
Прежде всего: что такое одаренность?

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов по сравнению с другими людьми. Это не врожденное качество. Врожденными бывают задатки, которые при определенных условиях (среда, воспитание) развиваются в способности.

Много ли сегодня талантливых и одаренных молодых людей?

Талант и одаренность — разные понятия, хотя иногда их смешивают. Талантливый человек — тот, который достиг выдающихся результатов, признанных экспертами и отвечающих критериям профессионального мастерства.

Одаренных молодых людей немного, талантливых — еще меньше

Считается, что задатки к одаренности есть у всех, но не у всех они, к сожалению, реализуются. Поэтому одаренных молодых людей немного, талантливых — еще меньше.

Можно ли сказать, что те, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов, — одаренные молодые люди?

Да, однозначно! Только в их случае это может быть не столько одаренность предметная (или, как еще говорят, «академическая»), сколько одаренность владения некими психическими функциями. Это синтез, анализ, сравнение, классификация и обобщение.

То есть, умение мыслить. А какими компетенциями должен обладать человек будущего, кстати?

Главное отличие человека будущего от человека прошлого — огромный объем доступной информации. Поэтому важнейшая компетенция связана именно с этим. Я бы обозначил ее как умение находить и сортировать информацию, оценивать ее качество, а также правильно использовать.

Подростка можно заинтересовать учебой, если показать разницу в образе жизни образованных и необразованных людей

Как заинтересовать подростка учебой?

Есть много разных способов. Похвалить, поставить такую задачу, чтобы ребенок мог ее выполнить, а после — почувствовать удовольствие от того, что ему удалось это сделать. Или, например, показать разницу в образе жизни образованных и необразованных людей.

В МГУ уже есть СУНЦ им. А.Н. Колмогорова. Чем новая школа будет отличаться от нее?

На самом деле, у них много отличий. Назову только два главных. Во-первых, у нас будут два гуманитарных направления — филологическое и социально-экономическое. А, во-вторых, в нашем учебном процессе будет сделан больший упор на проектную деятельность.

Это будет практико-ориентированный подход в обучении, как за рубежом?

Да, много внимания будет уделяться проектам, однако сегодня известно, что чрезмерное увлечение практической направленностью ведет к снижению уровня образования, поэтому мы обязательно будем стараться достичь и высоких предметных результатов у наших детей.

Не проще ли было, если бы проектная школа — последний отборочный этап — проходила на базе МГУ, а не в Сочи?

«Сириус» обеспечивает логистику и очень хорошие условия проживания для детей. Однако уже в 2017 году второй этап мы будем проводить у себя в школе, в Москве.

Нужно ли будет учащимся за что-то платить, допустим, за проживание в интернате?

Все будет бесплатным.

1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты